Музеи народных промыслов России

Знакомимся с историей павловопосадских платков, тульских пряников, елецких и вологодских кружев
Когда появились первые вологодские и елецкие кружева? Где изготавливают каргопольские и филимоновские игрушки? Почему в музее палехской живописи хранятся картины итальянских и голландских мастеров? Отправляемся в виртуальное путешествие по музеям русских народных промыслов.
Музей вологодского кружева. Вологда. Фотография: Julia Shepeleva / фотобанк «Лори»

Музей вологодского кружева

Музей кружева в Вологде открылся в 2010 году. Он расположился в двухэтажном каменном здании, которое было построено в конце XVIII столетия. Основная экспозиция занимает восемь залов и начинается с коллекции европейских кружев XVII–XVIII веков. В ней представлены работы немецких, испанских, французских, польских мастеров, в том числе изделия из золотых и серебряных нитей.

Остальная часть музейного собрания состоит из нескольких тематических разделов. Гости музея могут увидеть кружева, которые украшали наряды вологодских крестьянок, работы знаменитых мастериц XIX века, изделия текстильных объединений ХХ века. Первый этаж здания занимают залы для временных выставок, художественный магазин и мастерская, где проходят уроки кружевоплетения.

Первые коклюшечные кружева на Вологодчине изготавливали еще в XVI–XVII веках. Крепостные мастерицы, которые работали в усадьбах помещиков, плели из тонких нитей отделку для платьев, скатертей и постельного белья. К XIX веку кружево появилось и в праздничных крестьянских нарядах. В то время в Вологде работали выпускницы петербургской Мариинской школы — Анфия и Софья Брянцевы, Рахиль Фиолетова, Анна Чурина. Вместе они обучили более 1000 молодых мастериц. В 1928 году в Вологде открылась первая профессионально-техническая школа кружевниц, а в 1960-м появилось текстильное объединение «Снежинка», которое работает по сей день.


«Дом елецкого кружева»

Еще один музей коклюшечного кружева находится в городе Ельце Липецкой области. С XVIII столетия в этих краях плели тонкие воздушные изделия с растительными орнаментами, не такие плотные, как вологодские. В 1873 году их впервые показали на международной выставке в Вене. К тому времени работы мастериц из Ельца были самыми популярными в России.

Музей «Дом елецкого кружева» открыл в 2000 году коллекционер Евгений Крикунов. В собрание вошли как старинные изделия, так и работы современных мастеров — шали и косынки, ленточная отделка для простыней и скатертей, ажурные воротнички и манжеты, платья и блузки. Сейчас музей принадлежит фирме «Елецкие кружева», которая работает в Липецкой области с 1974 года. Кроме основной экспозиции несколько залов отведены под временные выставки. В музее проходят тематические экскурсии для взрослых и детей, мастер-классы, праздники и фестивали.


Павловопосадский Музей истории русского платка и шали

В городе Павловском Посаде Московской области находится единственный в России Музей истории русского платка и шали. Его основал в 2002 году коллекционер Владимир Шишенин. Он подарил городу собрание платков, изготовленных с XVIII столетия по начало ХХ века.

В Павловском посаде уже более 150 лет производят знаменитые шали с набивным цветочным рисунком. Гости музея могут увидеть традиционные павловопосадские платки из шерсти, шелка и льна. Кроме них, в экспозицию входят изделия из других губерний — Калужской, Нижегородской, Вологодской, Костромской. Здесь представлены шали с вышивкой, золотой и серебряной отделкой, вязаной или кружевной каймой. Экскурсоводы рассказывают о том, откуда в работах русских мастеров взялись разные виды иностранных узоров: персидские лотосы, лебеди и павлины, иранские «бобы», французский рисунок «мильфлёр», похожий на цветочный букет.

В музее также можно увидеть памятные платки, посвященные разным знаменательным событиям: победам в битвах, коронациям и свадьбам императоров, рождению наследников престола, 300-летнему юбилею династии Романовых. Такие изделия выпускали по специальному заказу монаршей семьи. Их дарили приближенным царя, вручали вместе с наградами, раздавали на праздничных гуляньях. Памятные платки принято было хранить и беречь, как семейную реликвию.


Музей «Тульский пряник»

Музей «Тульский пряник» — один из самых молодых в Туле. Он открылся в 1996 году во флигелях братьев Лялиных, знаменитых тульских самоварщиков и оружейников. Экспозиция занимает две комнаты. В нее входят упаковки для пряников разных времен, предметы обстановки и инструменты из пряничных мастерских. Здесь можно увидеть пряничные доски — резные деревянные заготовки, с помощью которых выпекали разные изделия, украшали их узорами и надписями. Во время экскурсии гости музея узнают, какие пряности и начинки добавляли в тесто, как отмеряли нужное количество ингредиентов, какие традиции и ритуалы соблюдали во время выпечки.

В коллекции представлены и сами тульские пряники — от самого маленького экземпляра величиной с 50-копеечную монету до самого большого в России, весом около 16 килограммов. Многие пряники посвящены памятным событиям из российской истории: подвигу Ивана Сусанина, Бородинскому сражению, коронации Николая II. Экскурсоводы традиционно угощают гостей музея чаем со свежей выпечкой и дарят на память шоколадные медали.


Государственный музей палехского искусства

Село Палех в Ивановской области — древний центр иконописи и лаковой миниатюры. В 1931 году писатель Максим Горький и искусствовед Анатолий Бакушинский предложили открыть здесь музей палехского искусства. Основой экспозиции стали предметы из комнаты образцов при Артели древней живописи. Хранить работы разных лет художникам посоветовал тот же Горький, который увлекался палехской росписью.

Музей открылся в 1935 году, к 10-летию со дня основания художественной артели Палеха. В экспозицию вошли старинные иконы, лаковые миниатюры, эскизы к изделиям и театральным декорациям. Все эти предметы дарили сами мастера или члены их семей.

В 1938 году палехский музей возглавил Герман Жидков. Он считал, что экспозиция должна быть не просто хранилищем образцов народного промысла, но и культурным центром, где художники могли бы познакомиться с произведениями мирового искусства. Поэтому распорядился создать в музее коллекцию российских, голландских, итальянских картин XVI–XIX веков.

Сейчас в палехском музее хранятся старинные русские иконы, картины, образцы лаковой миниатюры: расписные шкатулки, пудреницы, подставки для письменных принадлежностей и другие предметы. В состав музейного комплекса входят и мемориальные квартиры знаменитых палехских художников ХХ века — Ивана Голикова, Павла Корина, Николая Дыдыкина, Николая Зиновьева.


Музей мастеров Шевелевых и каргопольской глиняной игрушки

Город Каргополь находится в Архангельской области. С давних времен местные мастера изготавливали посуду из красной глины и продавали ее на ярмарках. Из остатков материала лепили глиняные фигурки-свистульки: коней, птиц, солдат и барынь, мифических кентавров. Сначала на них процарапывали орнамент, затем стали расписывать.

В ХХ веке одной из самых известных художественных династий Каргополя была семья Шевелевых. Ее основателями стали супруги Дмитрий и Клавдия Шевелевы, которые родились в начале 1900-х годов. Секреты изготовления каргопольских игрушек они передавали детям и внукам.

С 2003 года в доме, где жили Шевелевы, работает Музей мастеров Шевелевых и каргопольской глиняной игрушки. Его основателем и директором стал потомок первых мастеров династии — Владимир Шевелев. В экспозиции представлены работы мастеров разных поколений, старинная глиняная посуда, изделия из дерева и бересты, гончарные круги и другие приспособления для лепки. При музее работает мастерская, где детей и взрослых обучают работе с глиной и росписи игрушек. Кроме того, посетители музея могут побывать на лекциях о гончарном искусстве.


Музей «Филимоновская игрушка»

В Тульской области находится единственный музей филимоновской глиняной игрушки. Он открылся в поселке Одоев в 2009 году. Здесь можно увидеть традиционные свистульки, которые изготавливали в этих краях с XIX века: длинношеих коней и оленей, барынь с младенцами на руках, бравых солдат с гармонью или птицей под мышкой, парные или групповые композиции.

Филимоновские игрушки традиционно лепили из цельного куска синей глины, которая после обжига белела. Чтобы материал не трескался во время сушки, его несколько раз выглаживали мокрой рукой, поэтому фигурка приобретала характерную вытянутую форму. После обжига изделия расписывали яркими красками: красной, желтой, зеленой, реже синей.

Гости музея могут познакомиться с биографиями и работами известных филимоновских мастеров, узнать, как добывали и готовили глину перед лепкой, что означают цвета и узоры на свистульках. Также в здании работает мастерская, где можно увидеть весь процесс создания игрушки или слепить ее своими руками.


Автор: Ирина Кирилина

Открываем города России
Ознакомьтесь с культурными гидами и маршрутами: алфавитный указатель поможет вам найти интересующий вас город
Перейти