Наталья Андрейченко
Персона

Наталья Андрейченко

Родилась:
03 мая 1956 (65 лет)
Страна рождения:
СССР
Сфера деятельности:
Актер кино
Содержание

Наталья Андрейченко сыграла больше 50 ролей — от бойкой кустодиевской героини в фильме «Сибириада» Андрея Кончаловского до изящной Леди Совершенство в «Мэри Поппинс, до свидания» Леонида Квинихидзе. Актриса не только снималась в советских и российских фильмах, но и участвовала в зарубежных проектах: сериалах «Доктор Куин: Женщина-врач» и «Полиция Нью-Йорка», лентах «Свечи в темноте» и «Маленькая Одесса». Рассказываем, как Наталья Андрейченко училась, за что нравилась режиссерам и почему решила оставить карьеру.

Наталья Андрейченко на премьере фильма Константина Худякова «Конец сезона». Фотография: Валерий Шарифулин / ТАСС

Наталья Андрейченко родилась в Москве 3 мая 1956 года. Ее отец Эдуард Андрейченко работал главным инженером на закрытом авиационном предприятии, а мать Лидия Андрейченко — инспектором в Министерстве просвещения. Семья переехала в Долгопрудный, когда отцу там дали квартиру от завода, — в десяти минутах от Канала имени Москвы.

Интересы будущей артистки постоянно менялись В пять лет Наталья Андрейченко увидела «Спящую красавицу» в Большом театре и захотела стать балериной. В шесть занялась плаванием, но позже передумала и подалась в фигурное катание. В школе Наталья Андрейченко интересовалась литературой — заучивала наизусть десятки стихотворений. Мама прочила дочери карьеру филолога, поэтому отправила ее на вечерние подготовительные курсы в МГУ имени Ломоносова. Но Андрейченко решила стать актрисой. Тайная мечта и бунтарская решительность привели ее к дверям театрального училища имени Щепкина — и непростым взаимоотношениям с матерью.

Экзамен в «Щепку» она провалила: решила, что туда поступают только модные девчонки, и пришла на испытания в кудрях, брезентовой мини-юбке и туфлях на платформе. Начала читать басню «Мартышка и очки» Ивана Крылова, но комиссия ее остановила.

Тогда Андрейченко решила поступать во ВГИК. И на вопрос «Что бы Вы хотели прочитать?» сдерзила «А что бы вы хотели услышать?». По памяти прочитала с десяток стихотворений — от Саломеи Нерис до Владимира Маяковского. Поступила с первого раза — на курс Сергея Бондарчука и Ирины Скобцевой.

Во Всесоюзном государственном институте кинематографии Наталья Андрейченко проучилась с 1973 по 1977 годы. Бондарчук и Скобцева позволили ей сниматься до окончания обучения — с условием не отставать по спецпредметам.

Уже на втором курсе Андрейченко дебютировала в кино — в картине «От зари до зари» Гавриила Егиазарова. А к окончанию ВГИКа на ее счету было пять ролей. Среди них — главная роль Танюши в «Степановой памятке» Константина Ершова по сказам Павла Бажова и культовая эпизодическая — девка на возу в фильме «Степь» Бондарчука.

Первый профессиональный успех к Наталье Андрейченко пришел с киносагой «Сибириада» Андрея Кончаловского. Это картина о нескольких поколениях двух семей: «кулаков» Соломиных и «бедняков» Устюжаниных. Фильм американские критики назвали «своего рода славянским вариантом «Унесенных ветром». На роль Насти Соломиной искали актрису «сибирскую, ядреную, кровь с молоком». Кончаловскому помог Александр Панкратов-Черный.

«Саша привел Наташу Андрейченко: высокая, статная, круглая, вся, как яблоко, крепкая — укусить невозможно. Она мне понравилась, я начал нести какую-то ахинею — тут же решили выпить водки, болезнь этому занятию не помеха. Она стояла, готовила яичницу; я смотрел на ее икры, плотные, сбитые — вся казалась сделанной из одного куска. Сразу понял: она настоящая и, наверное, может сыграть Настю».
Андрей Кончаловский «Возвышающий обман»

Съемки в «Сибириаде» совпали с выпускным курсом во ВГИКе — Андрейченко могла пропасть на несколько дней, не отвечать на звонки, Кончаловскому даже пришлось взять другую актрису на замену и снять несколько сцен со спины. А потом она возвращалась и блестяще отрабатывала свои сцены. Фильм удостоился Гран-при Каннского кинофестиваля — в 1979 году на презентацию во Францию Наталья Андрейченко поехала вместе с режиссером и главными актерами Никитой Михалковым и Людмилой Гурченко.

«Мы шли вниз по лестнице в сопровождении толпы. Все улыбались искренне и очень старались понять, рассмотреть: что же это за русские, что же это за загадочная русская душа? В конкурсных картинах других стран на экране — крах, апокалипсис, разрушение, а тут, в «Сибириаде», у русских все наоборот: вот тебе из тьмы-тьмущей эти люди поднимаются, строят, воюют, побеждают, преодолевают, перевыполняют, горят и не сгорают.

Подбегали фоторепортеры, прорываясь сквозь кордон людей в униформе. И вспышки, вспышки»
Людмила Гурченко «Аплодисменты»
Наталья Андрейченко на съемках художественного фильма Леонида Квинихидзе «Мэри Поппинс, до свидания». 1983. Фотография: Коньков Александр / ТАСС

Во время съемок в Ленинграде актриса встретила Максима Дунаевского, тогда уже известного саундтреками к картинам «Д'Артаньян и три мушкетера», «Летучий корабль», «Карнавал». Всю ночь он играл ей в гостиничном номере — актриса вспоминала, что песни она знала наизусть, а вот их автора — прежде нет.

Спустя несколько месяцев пара подала заявление в ЗАГС, а в 1982 году у супругов родился сын Дмитрий. Когда мальчику было всего две недели, Наталья Андрейченко прочла сценарий Петра Тодоровского к фильму «Военно-полевой роман». Колебалась и нервничала, но согласилась играть Любу Антипову — вылетела в Одессу на съемки, а уже в Москве уезжала в перерывах кормить ребенка. Именно поэтому ее мечущаяся и потерянная после войны героиня получилась такой настоящей — и Андрейченко получила за роль приз на Международном фестивале в Вальядолиде. Фильм вышел на экраны в 1984 году и через год попал еще в список претендентов на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

В том же 1983-м актриса сыграла свою легендарную кинороль — в мюзикле «Мэри Поппинс, до свидания» Леонида Квинихидзе. Музыку к нему ночами писал Максим Дунаевский. Претендентка на главную роль Анастасия Вертинская отказалась сниматься в последний момент — няней стала Андрейченко. Актрисе пришлось срочно похудеть, чтобы соответствовать кинообразу Леди Совершенство, а еще заняться джазовыми танцами ради культовой сцены у мясной лавки. Правда, спеть самой ей не дали: партии уже озвучила Татьяна Воронина, поэтому в фильме Андрейченко пришлось под нее подстраиваться — говорить более высоким голосом.

Кто от шпильки до булавки,
Кто от туфелек до шляпки —
Элегантность сама?
От меня без ума
И весьма почтенный
Джентльмен седой,
И мальчишка любой.
И когда легко и просто
Выхожу на перекресток,
Сто автобусов в ряд
Неподвижно стоят,
И гудят машины:
«Красоте салют!
Леди, как вас зовут?»
Наталья Андрейченко с первым мужем Максимом Дунаевским и сыном Дмитрием. Фотография: globalmsk.ru

Торговка пирожками у ЦУМа и изысканная Леди Совершенство — роли Натальи Андрейченко настолько полюбились советским критикам и зрителям, что в сентябре 1984 года ей вручили звание «Заслуженной артистки РСФСР». Тогда же в ее жизнь ворвался «ветер перемен».

Андрейченко должна была сыграть Ольгу в «Зимней вишне» Игоря Масленникова. Однако в то же время получила предложение от американских режиссеров, которые снимали в СССР исторический сериал «Петр Великий». И согласилась стать партнершей Петра I — крестного отца Анджелины Джоли, тогда уже обладателя «Оскара» за главную роль в фильме «Нюрнбергский процесс» 1961 года, 54-летнего австрийского актера Максимилиана Шелла.

Актриса играла жену государя Евдокию Лопухину — от замужества в юном возрасте до заточения в монастыре. Между Шеллом и Андрейченко вспыхнул роман. В перерывах между съемками в Суздале влюбленные ходили на свидания — общались без переводчика, иногда даже рисунками на салфетках. Связь с иностранцем грозила допросами и слежками, но начиналась перестройка.

Наталья Андрейченко со вторым мужем Максимиллианом Шеллом. 1995. Фотография: Булдаков Олег / ТАСС

Актриса развелась с Максимом Дунаевским, и в 1986 году Максимилиан Шелл и Наталья Андрейченко расписались в Грибоедовском ЗАГСе. Только вот продолжали жить по разные стороны тогда еще «железного занавеса»: она в Советском Союзе, а он за границей. Встречались на гастролях и короткими переездами — в родовом поместье Шелла в Альпах, его мюнхенском доме, ее московской квартире.

В разлуке с мужем Андрейченко успела поучаствовать в еще нескольких проектах. Вышла на театральную сцену — в психологической пьесе «Серсо» в постановке Анатолия Васильева. Снялась в мелодраме «Прости» Эрнеста Ясана и получила звание лучшей актрисы-87 по версии журнала «Советский экран». А также сыграла Катерину Измайлову в «Леди Макбет Мценского уезда» Романа Балаяна — в ледяную прорубь с моста прыгала беременной на сроке 7,5 месяцев.

Наталья Андрейченко в роли Дарьи в художественном фильме Сергея Бондарчука «Тихий Дон». 2006. Фотография: Первый канал ТВ / ТАСС

В 1989 году актриса на восьмом месяце беременности переехала к мужу в Мюнхен. Когда дочери Анастасии было всего три месяца, супруги вернулась в Москву: Максимилиан Шелл ставил в театре-студии Табакова спектакль «Вера, Любовь, Надежда», а Наталья Андрейченко играла в постановке.

В 1991 году семья решила больше не жить на несколько стран — переехала в Лос-Анджелес, признанную столицу киноиндустрии. Советская актриса там, по собственному выражению, оказалась «никому не нужной, никому не известной» — но только первые полтора года. В это время Андрейченко брала языковые уроки, чтобы избавиться от акцента, занималась вокалом с преподавательницей из Бродвея — через пять лет даже записала альбом MOST с группой Natasha & GooSee.

В 1992 году Андрейченко откликнулась на предложение своего учителя Сергея Бондарчука — сыграла «абсолютную хулиганку и бандитку» Дарью в англоязычном «Тихом Доне». На съемочную площадку в станице Вёшенской приезжала с детьми: пока мама разучивала песню «Брязнули рюмки-тарелки, да дайте по рюмочке горелки…» с казацким ансамблем, они снялись в эпизодических ролях. Правда, сериал вышел на экраны только спустя 14 лет — итальянская студия, партнер режиссера, обанкротилась. Монтаж картины закончил Федор Бондарчук.

В 1993 году началась голливудская карьера Натальи Андрейченко. В фильмографии Андрейченко появились сериалы «Доктор Куин: Женщина-врач» и «Полиция Нью-Йорка», фильмы «Свечи в темноте» и «Маленькая Одесса», которая получила на Венецианском фестивале-94 «Серебряного льва».

Наталья Андрейченко в роли Дарьи и Ф. Мюррей Абрахам в роли Пантелея Мелехова в художественном фильме Сергея Бондарчука «Тихий Дон». 2006. Фотография: Первый канал ТВ / ТАСС

Отношения с мужем складывались непросто. А насыщенный рабочий график и автомобильная авария совсем выбили актрису из колеи. В 1998 году Наталья Андрейченко на некоторое время оставила съемки и уехала в Индию: заниматься йогой и изучать духовные практики.

В 2005 году супруги развелись. Максимилиан Шелл, как утверждает актриса, сообщил ей: «Я встретил женщину. Она простая, примитивная, неумная и некрасивая, и я останусь с ней». Дети актрисы тогда получали образование: сын учился в финансовой школе в Швейцарии, а дочь занималась балетом в США.

Наталья Андрейченко продолжала брать новые проекты и жила то в России, то в Европе, то в Америке, пока в середине 2010-х годов не отгородилась от внешнего мира в собственном доме в Мексике, где открыла свой духовный центр. Сейчас актриса так и живет на берегу Карибского моря, а о жизни рассказывает на своем YouTube-канале.

Фильмы