Алексей Егоров
Персона

Алексей Егоров

Годы жизни:
1776 — 22 сентября 1851
Страна рождения:
Россия
Сфера деятельности:
Художник
Содержание

Итальянские живописцы называли Алексея Егорова «русским Рафаэлем» и «гениальным рисовальщиком». Он точно передавал анатомические особенности человеческой фигуры, искусно подбирал цвета и строил композицию. В Академии художеств Егорову присвоили звание профессора исторической живописи. Его учениками были выдающиеся русские живописцы, в том числе Карл Брюллов, Петр Шамшин, Алексей Марков.

Точные дата и место рождения, как и сведения о родственниках Алексея Егорова, неизвестны. Он родился в калмыцком селении в 1776 году, а через шесть лет, в 1782-м, его подобрали и отвезли в Москву казаки. Мальчика определили в воспитательный дом, где педагоги заметили его способности к рисованию. Вскоре Егорова перевели в Воспитательное училище при Императорской Академии художеств в Петербург. Там он занимался у профессоров Ивана Акимова и Григория Угрюмова, увлекся графикой и рисованием с натуры.

За время учебы Егоров несколько раз получал почетные награды и медали. В 1797 году его признали одним из лучших выпускников Академии и оставили преподавать. Три года спустя художник получил звание академика.

Алексея Егорова считали строгим преподавателем: даже в тренировочных работах он добивался от студентов точности и совершенства композиции. «Рисунок — это наука. Точная, как и алгебра. Но умейте соблюдать античную красоту тела», – говорил он своим ученикам.

В 1803 году руководство Академии отправило нескольких преподавателей за границу, набираться опыта у мастеров из других стран. Среди них оказался и Алексей Егоров. Он поехал в Рим, где вскоре познакомился с художниками Винченцо Камуччини и Антонио Канова. Итальянские живописцы оценили композицию и колористику в картинах русского художника, и вскоре Егоров стал популярен. Римская публика с интересом следила за его творчеством. За успехи в живописи его называли «гениальным рисовальщиком» и «русским Рафаэлем», а за физическую силу и тяжелый характер — «медведем».

В 1807 году Алексею Егорову пришлось вернуться на родину: французский император Наполеон угрожал захватить Италию. В Академии художеств Егоров вернулся к преподаванию. Вскоре его назначили адъюнкт-профессором, а затем и академиком за картину «Положение во гроб». Работы Егорова ценили не только профессиональные художники, но и аристократы и члены императорской семьи. Александр I пригласил живописца преподавать основы рисунка императрице Елизавете Алексеевне.

Алексей Егоров был набожным человеком, читал Библию и черпал из нее вдохновение. На религиозные сюжеты он создал знаменитые картины «Явление Христа Марии Магдалине», «Сошествие Святого Духа на апостолов». В 1812 году Егорова признали знатоком исторической живописи и присвоили ему звание профессора, а в 1814-м он закончил картину «Истязание Спасителя», которую современники называли его лучшей работой.

«Мы, живущие в XX веке, не поймем этого, а современники понимали, что егоровский Христос, подверженный бичеванию палачей, олицетворяет идею России 1812 года, стойко вынесшей поругание неприятеля. Три года, а то и больше заняла работа над этим полотном, выписанным с особым тщанием. <...> Слухи об этом полотне разнеслись по всей Европе, и даже взыскательная Англия пожелала приобрести егоровскую картину»

Петербургские дворяне часто заказывали у Егорова свои портреты, но он почти всегда отказывался от такой работы. Художник считал, что основная цель его картин – проиллюстрировать Библию и прославить слово Божие. Однако он все же создал несколько заказных портретов: «Авдотья Ивановна Голицына в образе весталки», «Мария Петровна Буяльская», «Алексей Илларионович Философов, генерал от артиллерии» и другие.

К началу 1830-х годов Алексей Егоров стал признанным мастером рисунка и регулярно получал заказы, в том числе от государственных галерей. Его приглашали расписывать церкви и создавать иконостасы для храмов. Однако положение художника изменилось в 1840 году, когда Николай I поручил ему написать образ для Екатерининского собора в Царском Селе. Готовая работа императору не понравилась, хотя он и не объяснил, чем именно. Николай I вскоре приказал уволить Егорова из Академии.

«Кто знает Алексея Егоровича Егорова, каждому приятно вспомнить имя его, но кто услышит о его теперешнем положении, примет участие и выронит слезу сострадания. Алексей Егорович, наш столп академии, опора каждого художника, лишен сего титла достойного; он отрешен от должности. Ему отказано служить, мрачная завеса опустилась на Славу Его, кто поднимет ее? Его Истинный Талант и Слава во веки не затмятся…»
Художник Петр Заболотский, ученик Алексея Егорова

В 1840-х годах Алексей Егоров жил бедно. Ему пришлось съехать с квартиры, которую еще в 1800-х годах для него выделила Академия художеств. Живописец поселился в недорогом доходном доме на Васильевском острове. К нему часто приходили бывшие ученики – Карл Брюллов, Петр Шамшин, Алексей Марков и другие художники.

Несмотря на то, что Егоров оказался в немилости у императора, его ранними работами по-прежнему восхищались. Их выставляли в галереях, знаменитые художники делали с них гравюры. Профессор Академии художеств Федор Иордан называл картину Егорова «Истязание Спасителя» одним из лучших образцов живописи XIX века.

Картины 1840-х годов были уже не так популярны у публики и критиков. Однако Егоров продолжал заниматься живописью. Как и прежде, главной темой его работ были религиозные сюжеты.

«Егоров всегда стоял перед мольбертом и писал какой-нибудь большой образ; около него на кресле, в пунцовом ситцевом платье, прикрывая ковровым платком свой громадный живот, всегда сидела на натуре очень еще красивая собой жена его (я не помню её иначе как в почтенном положении) Вера Ивановна; у него все Богородицы выходили — жена его, а все ангелы — старшая дочь его хорошенькая Наденька…»
Писательница Мария Каменская

Алексей Егоров умер 22 сентября 1851 года. Перед смертью он сказал: «Вот и догорела свеча моей жизни». Похоронили художника на Смоленском православном кладбище в Петербурге. Уже в советское время могилу Егорова перенесли в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.

1. Алексей Егоров говорил, что единственными воспоминаниями о калмыцком детстве у него были кибитка, сапожки и расшитый золотыми нитками шелковый халат.

2. Однажды в Италии Егоров поспорил с местным живописцем: тот утверждал, что русские художники уступают в мастерстве итальянским. Тогда Егоров, не отрывая руки, изобразил на стене мелом фигуру человека. Его изображение получилось анатомически правильным и точным, и итальянец признал поражение.

3. Папа римский Пий VII предлагал Егорову остаться в Риме и стать придворным художником Ватикана. Живописец отказался: он предпочел вернуться на родину и работать в Императорской Академии художеств.

4. О тяжелом характере Егорова в Петербурге 1840-х годов ходили легенды. Рассказывали, что однажды он выгнал из своей квартиры жениха дочери – офицера Дмитрия Булгакова. За обедом Булгаков случайно сложил вилку и нож крестом. Из-за этого художник решил, что он масон.

5. На картине «Благоденствие мира». Егоров изобразил все человеческие фигуры в натуральную величину. Работа над огромным полотном заняла у него всего 28 дней. Картину хотели повесить в Академии художеств, но несколько служащих не смогли справиться с этой задачей. Тогда на помощь пришел сам Егоров и закрепил полотно на стене в одиночку.