Публикации раздела Кино

Дебютные роли советских актрис

Аудиоверсия: Дебютные роли советских актрис

Корнет Шурочка Азарова, бесприданница Лариса Огудалова, девушка мечты Остапа Бендера — все эти роли стали первыми в кинокарьерах знаменитых советских актрис. Лариса Голубкина на съемках научилась ездить верхом, Любовь Полищук несколько раз падала на пол во время танго с Андреем Мироновым, а Лариса Гузеева брала уроки сценической речи. Читайте на нашем портале о дебютных работах любимых артисток.

Лариса Голубкина — «кавалерист-девица» Шурочка Азарова

В 1962 году Эльдар Рязанов снял комедию «Гусарская баллада», в которой впервые обратился к исторической тематике. Благодаря этому фильму прославилась студентка ГИТИСа Лариса Голубкина. В «Гусарской балладе» она сыграла Шурочку Азарову, которая выдает себя за юного кавалериста.

На роль Шурочки пробовались многие актрисы, которые к тому времени уже были известными: Людмила Гурченко, Валентина Малявина, Светлана Немоляева. Режиссер остановил выбор на Алисе Фрейндлих, но затем передумал: «Ваша неистребимая женственность мне не годится. Мне нужен мальчик!»

Лариса Голубкина на роль «мальчика» подошла, но ей не хватало опыта работы в кино. Поэтому Рязанову пришлось на время стать педагогом и лично заниматься с юной актрисой. Специально для «Гусарской баллады» Голубкина научилась скакать верхом и фехтовать, сама исполняла многие сложные трюки.

Страшно боялась мышей и прыгать с высоты, но прыгнула со 2-го этажа дома с 8-го дубля. И до сих пор хромаю. И еще целоваться с опытным Яковлевым боялась. К тому же у него постоянно отклеивались усы.
Лариса Голубкина о съемках в фильме «Гусарская баллада»

Любовь Полищук — девушка мечты Остапа Бендера

Роль Любови Полищук в фильме Марка Захарова «12 стульев» была совсем небольшой. Она сыграла девушку из фантазий Остапа Бендера, в роли которого снимался Андрей Миронов, и исполнила с ним страстное танго. Однако этот эпизод Полищук вспоминала как один из самых сложных в своей актерской работе.

Мы пришли в восемь утра, и до двенадцати нам только поставили танец. Потом мы перекусили и вперед — сниматься. Танец был невероятно сложный: Андрей меня жутко закручивал. Мы были как два акробата. <...> Четырнадцать дублей. Я была вся в синяках, с ободранным телом и в разодранном платье. Ничего сложнее этого маленького эпизода у меня в жизни не было!
Любовь Полищук о съемках в картине «12 стульев»

По сюжету Остап Бендер во время танца подхватывал героиню Полищук на руки, а затем бросал на пол. Чтобы снять эту сцену, на то место, куда должна была упасть актриса, уложили пружинный матрас, а сверху на него постелили несколько мягких матов.

Именно после этой маленькой роли Любовь Полищук стала знаменитой. Ее узнавали на улицах: сначала прохожие просто восклицали «Смотрите, артистка идет!» — а вскоре стали называть ее по имени.

Нонна Мордюкова — Ульяна Громова из «Молодой гвардии»

Фильм «Молодая гвардия» по одноименному роману Александра Фадеева стал дебютом для многих советских актеров. Режиссер Сергей Герасимов пригласил на главные роли студентов ВГИКаВячеслава Тихонова, Георгия Юматова, Клару Лучко, Инну Макарову. А юную донскую казачку Ульяну Громову сыграла начинающая актриса Нонна Мордюкова.

«Молодая гвардия» осталась самой дорогой, как родная сестра, — это была наша путевка в творческую жизнь. Конечно, артисты мы были еще «зеленые», профессионализма у нас было маловато, но живая история войны, увиденная собственными глазами, атмосфера Краснодона, куда мы приехали на четыре месяца и где нас приняли со всей душой, — все это создало вокруг нас такую обстановку, которая исключала всякую фальшь.
Из воспоминаний Нонны Мордюковой

За роль Ульяны Громовой Нонна Мордюкова получила одну из высших советских наград — Государственную премию СССР. Кроме того, на съемках «Молодой гвардии» актриса познакомилась со своим будущим мужем — Вячеславом Тихоновым.

Лариса Гузеева — «бесприданница» Лариса Огудалова

В 1977 году Эльдар Рязанов экранизировал пьесу Александра Островского «Бесприданница». Фильм вышел под названием «Жестокий романс»: режиссер не стал использовать заголовок пьесы, потому что хотел избежать сравнений с картиной «Бесприданница» 1936 года.

Красавицу-бесприданницу Ларису Огудалову сыграла 24-летняя Лариса Гузеева. На пробы она пришла в коротких джинсах и с разноцветными ногтями: на первый взгляд, ничего общего с утонченной барышней из XIX века в ее облике не было. Однако из всех кандидаток режиссер выбрал именно Гузееву.

Лариса Гузеева — очень нервная, легко возбудимая натура. У Ларисы привлекательное лицо, огромные глаза, стройная фигура, и в ней существует какая-то экзотичность. Не все в ней, конечно, устраивало, не во всем я был уверен, когда утверждал Гузееву на роль, но все актеры-партнеры проявили великолепную солидарность, доброе отношение к молодой артистке, поддерживали ее, ободряли, делились своим опытом...
Из книги Эльдара Рязанова «Неподведенные итоги»

Для этой роли Ларисе Гузеевой пришлось много работать над речью. Она родилась в Оренбургской области и никак не могла избавиться от характерного говора. Эльдар Рязанов вспоминал, что эту особенность можно было бы оставить, но тогда всем актерам пришлось бы изображать такую же речь. Романсы в фильме исполняла за Гузееву джазовая певица Валентина Пономарева.

Лия Ахеджакова — сын старшины в фильме «Возвращение»

Лия Ахеджакова дебютировала в кино в 30 лет. Первой ее работой стала эпизодическая роль подростка Петрушки в картине Виктора Рыжкова «Возвращение». Невысокая стройная актриса со звонким голосом играла в амплуа травести и на театральной сцене: она легко перевоплощалась в мальчиков.

Ахеджакова любит людей. Ее огромные глазищи излучают свет, притягательность, боль, нежность, и все это проникает в сердца зрителей. Природа редко сотворяет чудо. Но в случае с Ахеджаковой ей это удалось.
Из книги Эльдара Рязанова «Неподведенные итоги»

Благодаря роли Петрушки Ахеджакову заметили другие режиссеры. В 1973 году Михаил Богин пригласил ее на одну из главных ролей в фильме «Ищу человека». За эту работу актриса получила несколько призов на международных кинофестивалях в Варне и Локарно. А еще через несколько лет Ахеджакова прославилась комическими ролями в фильмах Эльдара Рязанова — «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Служебный роман», «Гараж».

Автор: Ирина Кирилина

Смотрите также